Для того чтобы малыш вырос психически полноценным, нет более ответственной задачи, чем установление между родителями и ребенком гармоничных отношений. Это вовсе не означает, что родители должны всячески ублажать своего ребенка, потакать ему, идти на поводу и каждый раз умиляться его поступкам. Родители могут иногда рассердиться, ими может овладеть раздражение, тревога, беспокойство. Но и в самых сложных ситуациях надо помнить, что положительная эмоциональная среда способствует развитию у ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах, общему психологическому развитию.

Формирование положительной эмоциональной среды требует, чтобы родители в разумных пределах поощряли привязанность к ним ребенка. В свою очередь это будет способствовать послушанию, основанному на любви, а не на страхе, у ребенка формируется здоровое сознание, препятствующее развитию болезненных и отягощающих стереотипов адаптации.

Очередной этап в развитии ребенка приносит с собой и характерные для этого этапа трудности и новые проблемы. Родители должны избрать тактику поведения, способствующую сближению с ребенком. В этом случае они не только преодолеют эволюционные трудности, но и помогут развитию в ребенке таких полезных качеств характера, как самостоятельность и независимость, уверенность в собственных силах, ощущение себя ценным как личность.

Условием формирования доверительных отношений, является любовь родителей к ребенку и умение вызвать ответное чувство — так же как и умение вовремя отозваться на призыв ребенка к взаимному общению.

Немаловажное значение имеет умение матери установить атмосферу взаимопонимания, наладить эмоциональный диалог с ребенком. Чтобы быть в достаточной мере отзывчивым, родителям следует знать о чувствах своего ребенка, его эмоциональных переживаниях.

Детские привязанности

Младенец эмоционально привязывается к человеку, который постоянно находится рядом с ним и заботится о нем. Мы знаем, что в период пребывания в лоне матери благодаря постепенному развитию органов чувств ребенок узнает материнский голос, ее жесты, а в течение последних трех месяцев беременности плод реагирует на некоторые внешние стимулы, такие как шум, яркий свет и другие проявления внешнего мира. Новорожденный отзывается на голос матери, отличает его от других голосов, узнает запах материнской груди и тела.

С первых дней рождения малыш начинает обращать больше внимания на выражение лица человека, нежели на окружающие предметы. Это лицо, в особенности глаза, лоб и линия волос, становится для ребенка притягательным, в высшей степени значимым образом, к которому у него формируется психологическая привязанность. Хотя в этом возрасте ребенок еще вряд ли способен любить, но именно в это время закладываются основы для этого.

Некоторые мамы места себе не находят от разочарования и тревоги, если в ответ на проявления их любви ребенок трех дней от роду не улыбается. Чтобы не расстраиваться и не считать ребенка бесчувственным, родителям следует знать, что до двухмесячного, а некоторые дети даже до трехмесячного возраста не способны еще на улыбку. Поскольку отзывчивость между родителями и ребенком играет решающую роль в формировании привязанности, важно, чтобы родители не приходили в уныние и не чувствовали себя отвергнутыми, если их еще очень маленький ребенок не улыбается.

Избирательность эмоциональной реакции, когда ребенок различает маму, папу, и даже брата или сестру, проявляется между двумя—тремя и пятью—семью месяцами жизни. Иными словами, в полгода малыш все чаще — и рационально, и эмоционально — выделяет свою мать как объект, отличный от прочих, и постепенно все чаще улыбается именно при виде матери. Становится очевидно, что у самого ребенка по степени привязанности на первом месте стоит мать, затем — отец, затем — родные братья и сестры, и, наконец, небольшое число других людей, которым случается часто бывать в семье.

Особый случай, когда чужими для ребенка оказываются близкие люди, родственники — например, бабушка и дедушка. Если ребенок не видел их в течение какого-то времени, малыш может отнестись к ним как к чужим и предаться отчаянной панике.

Например

Приехавший в гости дедушка входит к ребенку, уверенный в том, что будет встречен им с распростертыми объятиями, и сталкивается с испугом, болезненной реакцией при виде незнакомца. Дедушка, не обращая внимания на реакцию ребенка, пытается обнять его, взять на руки. Насильственные действия дедушки по отношению к ребенку воспринимаются с враждебностью, что, конечно, не будет способствовать улучшению контакта между ребенком и дедом. Если же мать ребенка вмешается и объяснит дедушке, что нужно время, чтобы ребенок свыкся с ним, а малыша попытается успокоить, она тем самым поможет установлению контакта, и болезненная реакция на постороннего будет изжита.

Эмоциональная привязанность к тем, кто ухаживает за ребенком, влияет на многие свойства личности: способность адаптироваться в коллективе; умение устанавливать отношения с другими людьми; развитие сознания и навыков общения, а также других основных качеств. Недостаточно глубокая привязанность может привести к катастрофическим последствиям или в лучшем случае это создает серьезные проблемы. Отсутствие привязанности к человеческому существу нарушает душевное равновесие и создает условия для антисоциального способа адаптации, то есть такое отношение к окружающим, когда люди не представляют ценности и рассматриваются как вещи.

Становление «Я»

Примерно в возрасте шести недель ребенок начинает демонстрировать возросшее осознание собственного «Я», у него формируется еще неясное, но заметное со стороны представление о его окружении. Создается впечатление, что в этот период ребенок ощущает себя и мать как бы объединенными общей эмоциональной оболочкой. Это эмоциональное единение, заполняющее большую часть периода бодрствования ребенка, дает уникальный опыт дифференциации «Я».

Содержащийся в этом понятии смысл состоит в том, что ребенок в этой фазе развития ощущает мать частью себя, а себя — частью матери, особенно в моменты, когда она о нем заботится, кормит или когда он испытывает потребность в ней. Эта фаза достигает максимума в период между пятью — шестью месяцами жизни, после чего постепенно переходит в другие фазы развития родства. Как правило, в этой фазе ребенок не отделяет свое «Я» от матери. Но когда он сыт и его ничто не беспокоит, он смотрит по сторонам, разглядывает свою кроватку, тянется к игрушкам, то есть не испытывает потребности в другом «Я».

Таким образом, постепенное развитие чувства «Я» ребенка примерно к пяти месяцам жизни характеризуется уже значительной активностью, не связанной с обеспечивающим уход лицом. Мы наблюдаем рост подвижности ребенка, способности исследовать пространство вокруг себя, расширение способов восприятия и совершенствование мыслительных функций. В этот период ребенок может быть столь активен и деятелен, столь одолеваем стремлением изучать все вокруг, класть все в рот, везде лезть и доставлять одни беспокойства, хлопоты и неприятности.

Максимум осознания самостоятельности достигается, когда ребенок начинает понимать, что он и мать — это разные люди. Обостренное восприятие себя отделенным от матери первоначально ведет к эмоциональному кризису. Кризис проявляется в типах поведения, указывающих на чувство тревоги и легкую форму депрессии, называемую специалистами-психиатрами «умеренной нервозностью». Внутренняя борьба, переживаемая ребенком из-за конфликтных желаний, тоже отражается в определенном типе поведения. Внутренняя борьба вызывается, с одной стороны, желанием ребенка сохранить единое целое с матерью, связь с нею как бы при помощи общей оболочки. С другой стороны, он испытывает мощный внутренний стимул к самостоятельности и независимости от очень значимого для него лица — матери. Однако известно, что в течение первых трех лет ребенок может обращать свой гнев прежде всего на мать или отца, если они уделяют внимание другому человеку.

Примерно с двух с половиной лет начинается период, имеющий в жизни ребенка огромное значение: возникновение инфантильной сексуальности и в этой связи формирование Эдипова комплекса. Эта фаза в корне меняет характер отношений между ребенком и родителями.

Сексуальность

Внимательные родители замечают в своих детях признаки зарождающейся сексуальности примерно в возрасте двух лет, когда возрастает их интерес к физическим особенностям своего тела. В два с половиной года наступает период активизации сексуальности, который специалисты называют «инфантильной мастурбацией». Именно в это время появляется интерес и к теме маленьких детей. Дети, особенно девочки, спрашивают, откуда берутся дети, а также о физическом строении тела, отличиях между девочками и мальчиками. Родители замечают, что дети двух с половиной — четырех лет любят играть в «семью», в «дом».

В два с половиной года в сексуальных чувствах ребенка появляется тенденция к предпочтению. У мальчиков эти чувства сосредоточиваются преимущественно на матери, у девочек главным образом — на отце. Хотя чувство привязанности и к отцу, и к матери в целом сохраняется, оно начинает определенным образом модифицироваться. Так, девочка, имевшая очень теплые отношения с матерью до двух лет, теперь начала испытывать в них значительные трудности.

Именно когда сексуальные чувства специфически адресуются родителю противоположного пола, мы наблюдаем кокетливое поведение маленькой девочки, заявляющей, что она хотела бы отправиться в поездку вдвоем с отцом, а маленький мальчик не хотел бы, чтобы отец пришел домой к ужину, надеясь остаться с матерью вдвоем.

В результате развивается интенсивное чувство ревности. Известно, что чувство ревности сопровождается огромным страданием и, конечно, генерирует враждебность и ненависть по отношению к любимым родителям. Амбивалентность чувств рождает у ребенка весьма трудноразрешимый, опасный внутренний конфликт, развивающийся на основе конкуренции с одним из любимых ребенком первичных лиц. А поскольку чувства враждебности и ненависти приобретают значительную интенсивность, ребенок испытывает огромную тревогу, к которой добавляется страх наказания. В итоге формируется внутреннее состояние, требующее участливого отношения к переживаниям ребенка и больших усилий, направленных на урегулирование конфликта. Маленький мальчик ищет разрешения своих конфликтных желаний, пытаясь как-то избавиться от желания жениться на матери, а маленькая девочка — от желания выйти замуж за отца.

Школьный возраст

Изменения социальных условий жизни отражаются на психических свойствах характера ребенка: его отдают в ясли, раньше отправляют учиться в школу. Эти тенденции неизбежно влияют на характер и качество отношений как с положительной стороны, так и с отрицательной. В течение первых пяти — шести лет жизни средоточием эмоционального развития является семья. Это, во-первых, происходящее в первые три года жизни ребенка утверждение своего «Я» в отношениях с родителями. И, во-вторых, это возникновение и частичное разрешение Эдипова комплекса, сказывающиеся на отношениях в семье, а также и на отношениях вне ядра семьи.

Обучение в начальной школе значительно расширяет круг знакомств ребенка, в него входят лица, не принадлежащие к числу членов его семьи -учителя, сверстники и пр. В этот период особенно важную роль для ребенка играют родные братья и сестры, с которыми у него сформированы первичные связи и которые являются как бы переходным звеном между семьей и внешним миром.

Отношения с ровесниками и учителями не всегда складываются удовлетворительно, бывает, что и сильно разочаровывают. Игра с приятелями далеко не всегда приносит радость. Родители заблуждаются, временами думая, что их ребенок, поигравший на улице с приятелями, замечательно провел время и отдохнул. Когда ребенок возвращается домой, его загружают работой: «Ну, нагулялся, отдохнул — теперь пора и за дело!» В игре с друзьями могут возникнуть серьезные обиды, болезненные разочарования, даже приступы ярости. Ничего необычного в этом нет — приятели делают то, что хочется им, а не вашему ребенку. Они могут быть жестокими и грубыми, сами испытывать трудности и обиды, с которыми им приходится как-то справляться.

Установление отношений с лицами вне семейного круга в первые школьные годы носит, однако, весьма ограниченный характер, поскольку ровесники никогда не будут так же заботиться о своем приятеле и защищать его, как это делают родители. Центральное место в жизни ребенка по-прежнему продолжают занимать родители, и именно к ним он обращается со своими проблемами, только на них он может полагаться целиком и полностью, решая значительно возросшие требования жизни. Задача родителей — помочь ребенку наладить отношения с ровесниками, создать условия, направлять и поддерживать его усилия.

Подростковый период

Среди возникающих в подростковый период трудностей отметим такие, как депрессия, вызываемая неизбежными потерями взросления; гнев в ответ на обиды; иногда — чувство вины от ощущения своей отдаленности от тех, кого подросток любит. Иными словами, сильные и нарушающие душевное равновесие чувства (гнев, страх, депрессия, чувство вины) возникают не только под воздействием внешних проблем или вмешательства извне, они не исключаются и при нормальном развитии. Однако, когда развитие идет без отклонений, то, безусловно, преобладают периоды радостного и восторженного восприятия, сопряженного с заинтересованностью, любознательностью, с энергией поисков приложения своих сил. Здесь часто наблюдается инициатива, увлеченность трудом и творчеством.

Как видим, развитие имеет неравномерный характер. Оно сопровождается подъемами и спадами, делится на отдельные периоды. Интенсивность подъемов и спадов в настроении и восприятии окружающего сглаживается при поддержке извне. Каким бы неразрешимым ни казался конфликт, каким бы серьезным он ни был, это еще одна возможность попытаться его разрешить. Имеется множество примеров того, как любовь к ребенку и отзывчивость на его нужды вносят вклад в его развитие и дают возможность расти и совершенствоваться обеим сторонам — как ребенку, так и родителям.

И, как всегда, здесь нужно сделать предостережение: бывает, что чувства матери не совпадают с тем, что чувствует ребенок. В этих случаях возникает опасность вторжения во внутренний мир ребенка, в его эмоциональную сферу. Родителям важно попытаться преодолеть собственные досаду и гнев или выразить их благоразумно, без враждебности. Если при этом эмоции все равно остаются очень сильными или же чем-то отличаются от чувств, обычно испытываемых матерью в подобных ситуациях, то можно считать, что это чувство индуцируется в ней ребенком.

Детская агрессивность

Положительная привязанность — лучшее и наиболее надежное для родителей средство помочь своим детям справляться с гневом, враждебностью и ненавистью, которые не исключаются и при нормальном развитии. Даже наилучшим образом организованный процесс воспитания ребенка сопровождается переживаниями чрезмерного неудовольствия и соответственно враждебности и ненависти к родителям. Хотя, установление ограничений, как необходимая мера в процессе воспитания любого ребенка, является главным источником чрезмерного неудовольствия. Это же чувство вызывает разлука с родителями, например, необходимость матери каждый день уходить на работу. Если ребенок ощущает недостаток внимания к своим потребностям со стороны родителей, это тоже становится источником чрезмерного неудовольствия.

Без сомнения, любовь к детям — наиболее важный компонент правильного воспитания. Конечно, мы не можем научить родителей любить детей, но, к счастью, большинство из них не лишено этого чувства. Являясь ключевым фактором воспитания, любовь, однако, сама по себе не обеспечивает развития моральных и интеллектуальных качеств личности. Важнейшим условием воспитания является необходимость борьбы с агрессивностью детей. Родители, усиливая положительный аспект привязанности, создают защитный барьер от развития чрезмерной враждебности. Дети должны быть уверены, что в трудный момент они могут положиться на родителей и получить их помощь.

Существует поверье, что не рекомендуется постоянно брать детей на руки, потому что это делает их слишком зависимыми. Однако это очередное заблуждение. Действительно, некоторые матери постоянно держат ребенка на руках, но это обычно потому, что они не разбираются в желаниях и потребностях своего ребенка.

Например

Мать не спускает ребенка с колен, хотя он явно хочет соскользнуть с них. В этом случае она навязывает ему свои желания, не осознавая стремления ребенка отделиться от нее, проявить свою волю. Сочувственное внимание матери к ребенку, ее чуткость и отзывчивость к его нуждам подскажут ей тактику поведения. Эмоциональное общение делает язык жестов ясным еще до того, как ребенок начинает говорить.

Например

Желание сблизиться обычно выражается маленькими детьми в виде протягивания рук в сторону матери, ухватывания за ее ногу, подползания к ней или вскарабкивания к ней на колени. Желание удалиться от матери ребенок обычно выражает, отворачиваясь от нее, ерзая на коленях и сползая с них. Конечно, реакция матери в этих случаях должна соответствовать потребностям ребенка, обеспечивать их удовлетворение. Это означает, что к чередованию потребностей ребенка в близости и отделенности мать относится с уважением. С первых дней рождения с ребенком надо считаться как с личностью, все его сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, способности или отсутствие таковых — все соотносить с возрастом.

Полезные занятия, в особенности игры, укрепляют отношения между ребенком и родителями. Когда ребенок слушает объяснения, почему расплескивается сок из чашки, что будет, если слишком сильно сдавить бумажный стаканчик с содержимым, он не только получает первые уроки физики. Это — общение, доставляющее удовольствие и радость. Игра родителей с детьми крайне благоприятствует оптимизации отношений между членами семьи, даже если в иные минуты она и приносит огорчение или заставляет волноваться, как, например, в состязательных играх. Конечно, в играх с детьми более старшего возраста приходится решать такую проблему, как отношение к проигрышу той или иной стороны. Здесь требуются особая чуткость и умение не демонстрировать свои знания и силу, которые могут вызвать разочарование ребенка. Взаимная заинтересованность, любовь и теплота сохранятся в памяти надолго, эти воспоминания сыграют свою роль, когда отношения будут переживать не лучшие времена, когда ребенок будет испытывать к родителям враждебные чувства.

Еще об одной стороне отношений между родителями и детьми хотелось бы сказать: с детьми необходимо разговаривать с самого начала их жизни. Отвечать на их бесконечные вопросы, объяснять свои поступки и поступки детей, обсуждать случившиеся события и т.д. Разговор, разъяснения и ответы на детские вопросы — все это вносит свой вклад в усиление положительного аспекта отношений между родителями и детьми. Это не означает, что родители не могут иногда сказать ребенку, что устали, что они заняты и не смогут сейчас говорить с ним. Однако важно осознавать преимущества устного общения с детьми. Поэтому, родителям, желающим, чтобы подростки делились с ними в трудные моменты жизни своими переживаниями, необходимо начинать общение с ребенком, когда он еще не умеет разговаривать.

И последнее.

Родительские способности проявляются не сразу. Учитесь на этих трудностях, на неизбежных промахах, когда вы чувствуете, что как родитель поступили не лучшим образом. Ребенок поймет и оценит ваши искренние попытки понять его и помочь, даже если то, что вы делаете, — не самое лучшее, что в данный момент можно сделать. У вас будет не одна возможность исправить свои ошибки и промахи. Доверяйте вашим чувствам и ощущениям, отмечайте и радуйтесь всем вашим удачам и успехам вашего ребенка. Не судите себя слишком строго и не ожидайте слишком многого от своих усилий. Быть родителем — тяжелый труд.