Ерофеев Е.А., Академик ДВ НАН
Мы живём в безжалостном мире, и каждая минута бытия может стать последней минутой. Страх и боль — древнейшие биологические реакции, чтобы уберечь существо от опасности, чтобы вовремя включить механизмы пассивного или активного сопротивления, чтобы оперативно принимать решение об агрессии или бегстве.
Чувство опасности есть у каждого человека, это плод длительного эволюционного процесса. У древних организмов — простейшие рефлексы: неприятные ощущения — нервная реакция, далее следуют команды на исполнительные органы для организации защитной реакции. Уже у самых примитивных организмов при наличии нескольких сильных мотиваций проявляются механизмы доминирования (преобладания). Так, например, у существа проявляется мотивация пищевого или сексуального поведения и одновременно мотивация избежать чего-либо, поскольку, например, у него есть ощущения боли. Если есть сильная пищевая или сексуальная доминанта, то даже умеренная боль не ослабляет специфические поведенческие реакции, а наоборот, их усиливает. Однако когда боль становится достаточно сильной, то защитная мотивация принимает доминантный характер; все остальные мотивации подавляются, и основным поведением существа становится защитное.
У эволюционно продвинутых существ, кроме простых рефлексов, формируются эмоциональные реакции и эмоциональное поведение. Эмоция есть сложная нейрогуморальная реакция, характеризующаяся генеральным энергетическим эффектом. Это означает, что когда у существа наблюдается эмоционально окрашенная мотивация, в центральной нервной системе происходит генерализация нервного возбуждения (или торможения) по всем отделам мозга, а также происходит мощный выброс нейромедиаторов и гормонов, общее количественное и качественное изменение энергетики организма. Подобная генерализация возбуждения свидетельствует о том, что задействованы механизмы положительной обратной связи, что происходит гипердоминирование для реализации той или иной мотивации. Практически у существа появилось больше степеней свободы для того, чтобы действовать, несмотря на боль и страх. А если, все-таки, следует переключаться на защитное поведение, то оно происходит за счет генерализации реакции, и его можно организовать более эффективно, привлекая, если необходимо, сверх усилия для безопасности и спасения.
У человека к означенным механизмам рефлекторной деятельности присоединяется осмысленное целенаправленное поведение. Человек, осознавая и ставя значимые цели, способен еще более усилить доминантное
поведение и, если надо, действовать, несмотря на страх и боль, и даже осознавая непосредственную угрозу для жизни. С другой стороны, используя ресурсы разума, человек способен эффективно позаботиться о своей защите, точно спланировать все свои действия в экстремальной ситуации. Однако, как бы ни был совершенен наш разум, людям нельзя не считаться с древними механизмами рефлекторного поведения; поэтому тот, кто обучается эффективно действовать в экстремальных ситуациях, исследует свои чувства и ощущения. В этом случае его поведение в экстремальных ситуациях не только согласуется с заранее проработанными планами, но и с интуицией, со стереотипией поведения, согласно древних программ. Это воспринимается как точная и оперативная реакция на стрессовую ситуацию, которая осуществляется словно на «автопилоте», почти не думая, но полностью держа ситуацию под контролем.
От простых рефлексов к сложным формам целенаправленного поведения — таков путь эволюции жизни на Земле. И движущим фактором эволюции являются… страх и боль. Комфорт останавливает эволюцию, а неблагоприятные факторы побуждают изыскивать новые ресурсы, изменяться и развивать новые качества и новые возможности. В человеческой жизни страх также есть — фактор эволюции; но страх способен выступать и как фактор дезорганизации и разрушения, поэтому так важно сорганизовать свои усилия, чтобы противостоять негативным влияниям страха и, в то же время, использовать все жизненные угрозы как вызовы для личной эволюции и мобилизации своих сил для более совершенных ответов на эти вызовы.
О чем бы мы ни думали, защитные программы сознательного и бессознательного всегда начеку; и, когда поступают тревожные сигналы, формируются защитные мотивации, возникают эмоции страха, тревоги, разум начинает «прокручивать» возможные сценарии, а механизмы воли мобилизуют силы для ответных реакций. Причем, тревожные программы у человека способны включаться и подавляться практически в любой обстановке: в состоянии комфорта человек вспоминает и размышляет о новых испытаниях; и в самые тяжкие моменты сильные духом способны отогнать тревожные мысли, быть счастливыми в лишениях и борьбе. Сильные духом зовут бесстрашными, но они так же, как и все люди испытывают страх, только те силы, те физиологические механизмы, которые ответственны за страх, у этих людей используются как силы одоления стрессовой ситуации, как силы, необходимые для внутреннего развития.
Страх — это общая многостадийная реакция существа на раздражители, которые интерпретируются как опасные для жизни. Причем, первая фаза страха проявляется, когда еще нет явных раздражителей, когда налицо комфортная ситуация, но… нарастает чувство тревоги, дискомфорта, ожидание каких-либо неприятностей. Сигналы исходят из интуитивного прозрения, это — перцепция (восприятие предчувствия). То, что
индуцировано бессознательным можно, конечно, проигнорировать и успокоиться. Можно усугубить до панического состояния. У некоторых людей порог страха настолько низкий, что малейшие подозрения потенцируют самые негативные эмоции, и страх «порабощает» человека, делает его пассивным и безвольным. Такие состояния зовутся фобиями (гр.fobos — страх), и поскольку они тягостны для человека и негативны в социальном плане, фобии требуют психотерапевтической коррекции, и в большинстве случаев, если объект проявляет желание и усердие, терапия весьма успешна.
Тем не менее, и постоянное благодушие едва ли можно назвать оптимальной жизненной стратегией. Если загонять вглубь (фрустрировать) страхи, человек перестанет адекватно оценивать ситуацию, чутко реагировать на сигналы о негативе, не сможет превентивно подготовиться к неизбежным испытаниям, которые обязательно произойдут, причем «как снег на голову» — неожиданно и с разрушительными последствиями. Человек утрачивает чуткость и дисциплину повседневности, он не способен полноценно восстанавливаться в течение суток, а микродеструкции, как известно, накапливаются и однажды проявляются болезнями, страданиями, катастрофой.
Люди сами рвутся из зоны комфорта в поисках стресса и приключений, избирают экстремальную работу и развлечения. Их мотивация — поиск страха, и это поиск самых невероятных удовольствий, поскольку, чем сложнее выпали на нашу душу испытания — тем больше радость от успешного прохождения этих испытаний.
Конечно, удовольствия еще следует заработать, а самые первые мгновения страха — парализующая реакция. Рефлекс понятен: ступор (замирание) — первая защитная реакция: «Вдруг не заметят, и опасность пройдёт стороной?». Кроме того, чтобы адекватно среагировать на поступивший сигнал, требуется время, и в эти мгновения происходят множественные переключения на жизнедеятельность по иной защитной доминанте. Иногда ступор после сильного стресса может продолжаться не мгновения, а значительно дольше, например, как защитная реакция, пока не минует угроза; или как патологическая реакция, например, полного ступора, немоты, ««ватных» ног и другие реакции. В некоторых случаях требуется вмешательство психотерапевта, но чаще человек учится преодолевать стрессовые ситуации и затем мгновенно реагирует на тревожные сигналы.
Следующая реакция после замирания — дивергентное возбуждение, тотальное и достаточно хаотичное. Это переход от не действия к действию, но пока еще слишком неорганизованный: много затраченных усилий, но мало порядка и осмысленности в действиях. Субъективно, возникает яркая решимость к действиям, но еще неясно к каким? Если управление поведением в стрессовой ситуации не организуется, а мотивация к действиям хлещет «через край» — возникает паника: когда много движений, но в
результате только хаос. И, что самое опасное, паника — «заразное» состояние, она способна охватить массу народа и привести к трагическим последствиям. В состоянии паники человек иногда способен совершать «чудеса» ловкости, скорости и силы, поскольку в этом состоянии наблюдается ощутимый выброс энергии: но когда совершаются точные действия, это уже следующая фаза реакции на стресс. Известно, что в процессе тренировки сначала происходит дивергенция возбуждения — неэкономные и хаотичные движения, и только потом эти движения доводятся до автоматизма, становятся точными и экономичными. Так и в стрессовых ситуациях у подготовленных людей: мгновение — замирание, мгновение — решимость: затем точные действия по отлаженной схеме.
Итак, следующая фаза реакции на страх — целенаправленные осмысленные действия. Многие из этих действий рефлекторные, другие осмысливаются лишь частично и более на интуитивном уровне. Точность и эффективность этих действий зависит от «включенности» организма в стрессовую ситуацию, от имеющихся навыков и наработанных двигательных стереотипов. Растерянность свидетельствует о неготовности человека решать поставленные задачи. Часто это бывает от того, что человек вообще не готов к действиям в экстремальной стрессовой ситуации, поскольку что-то изменилось, и выработанной двигательный стереотип в новой ситуации уже неэффективен. Поэтому так важно при подготовке людей к стрессовым ситуациям познакомить их с различными видами угроз и обучить их разным моделям реагирования на многообразие возникающих ситуаций. Важно также научиться гибкости мышления, искусству принимать верное решение даже в незнакомой ситуации. Несомненно, требуется особый навык и умение задействовать бессознательное интуитивное для точных действий в любых стрессовых ситуациях.
Но, вот, самое страшное позади: человек вышел из опасной зоны, разрешил стрессовую ситуацию. Однако уже запущенны сложные физиологические реакции. Они так просто не останавливаются, и сопровождают длительное последствие, которое также является многофазным процессом.
Первой фазой последствия является двигательная активность и психомоторное возбуждение. Реакции преодоления стрессовой ситуации не завершаются, а продолжаются по инерции под девизом: «Что бы ещё такое сделать?». В некоторых случаях эта инерция переключается на добрые дела, в других случаях человек становится опасным «терминатором» и готов крушить все подряд, пока не выдохнется или пока его не «остудят». Знание особенностей этой фазы часто помогает в лечении фобии, в преодолении страха; это, так называемый, «героический» метод. Например, у человека страх высоты, но прежде чем подняться на вышку или пройти по мосту, он совершает что-либо «попроще»: проходит через огонь, сплавляется по бурной реке… Когда же опасность позади, инерция бесстрашия ведёт к
одолению тех фобий, которые при последовательных шагах прошли бы не скоро.
Героическое возбуждение требует избыточной энергии и, конечно, не может продолжаться слишком долго. Уровень энергетики снижается и целью существа становится консолидация сил и знаний, «зализывание ран» и восстановление повреждений. Обычная реакция этого периода — тремор, дрожь, свидетельствующая о сбросе избыточного напряжения в теле. Происходит также сброс избыточного психо-эмоционального напряжения. Из памяти всплывают яркие картины пережитого стресса, прокручиваются реальные и виртуальные сценарии развития ситуации, оценивается причиненный и возможный ущерб, проводится первичный анализ пережитого. Все это сопровождается скрытой или явной эмоциональной бурей, что, собственно, необходимо для лучшего запечатления события в долговременной памяти, для выработки стойких условных рефлексов. В этой фазе неизбежны сильные эмоции: ужас от произошедшего, радость от благополучного разрешения ситуации; и эти эмоции могут породить новую волну активных действий, иногда позитивную, но часто наблюдается истерическая реакция, которая требует повышенного внимания к человеку, психологической поддержки и успокаивающих средств.
Однако и эта фаза проходит. После мощного энергетического выброса требуется покой и восстановление сил. Лучше всего — здоровый сон, если нет такой возможности в ближайшее время, например, новая работа, то хотя бы небольшой период отдыха для балансировки жизненных реакций, для закрепления позитивного опыта разрешения стрессовой ситуации. Но для того, чтобы закрепились действительно ценные для организма реакции, требуется, переходя к покою, намеривать высокие цели, осмысливать опыт в позитивном плане и подкреплять его формулами силы о том, что: «Всё хорошо, все — к лучшему, я благодарен миру, развиваю ценные качества своей души и своего тела, я смогу одолеть все предстоящие трудности и с радостью буду принимать все испытания!». С такими позитивными мыслями, чувствами и намерениями только и стоит переходить к глубокому покою. Всё, что было связано с сильным стрессом, откладывается в памяти наиболее стойко и более всего посылает императивы (побуждения к действиям) из подсознательного. Поэтому, так важно обязательно закрепить позитив, и это особенно актуально в фазу успокоения после стресса, поскольку момент перехода к бессознательному состоянию — тот момент, когда наши намерения непосредственно посылаются в глубины психического космоса для создания тонких психических конструкций, управляющих нашим поведением.
К счастью, всё прошло: был острый страх, была реакция на стрессовую ситуацию, был период успокоения, но… это не значит, что прошедшее нас уже больше не потревожит. Ситуация, наши действия, мысли и чувства — отпечатались в памяти, сформировался условный рефлекс — некие нейрональные связи, матрица, формирующая мотивации и доминанту.
Матрица «дремлет» до времени — до поступления сигналов о ситуациях близких к пережитой, и эти сигналы являются условными для рефлекторной реакции. Поэтому можно говорить о длительном последствии стрессовых реакций, которые могут откладывать отпечаток на всю последующую жизнь; и, чем более мы игнорируем бессознательное, тем неизбежнее оно проявляется мотивациями, страхами и влечениями.
Первое время после перенесенного стресса образы воспоминаний вспыхивают достаточно часто и по малейшему поводу, ведь любой негативный сигнал является провоцирующим фактором — реагировать по стереотипу прошлой реакции (здесь опять проявление дивергенции возбуждения, но уже в анализе поступающих сигналов). Если тягостно реагировать на эти воспоминания, если пребывать в депрессии — может сформироваться фобия, может развиваться нерешительность характера, человека может угнетать чувство вины, недовольства собой — и все это негативно скажется как на его психическом состоянии, так и на состоянии его здоровья и на социальных функциях, отношениях с другими людьми. Поэтому человек, оправившийся от горя, перенесший испытания продолжает испытывать потребность в душевном участии и в позитивной психотерапии. Он обязательно в этот период должен получить хоть какие-то полезные результаты от своей деятельности, почувствовать доверие и внимание близких людей. Этот период очень значимый для психики человека, поскольку именно тогда происходит консолидация и закрепления условных рефлексов, формируется долгосрочная программа поведения; и от того, какие намерения и мотивации, позитивные или негативные будут формировать эту программу — зависит направленность этой программы: будет ли она конструктивной или деструктивной, ведущей к эволюции личности или к ее инволюции.
Проходит время, и стрессовые эпизоды все более забываются. Однако условные рефлексы, которые вырабатываются вследствие сильных психических потрясений, действуют и через много лет. Причем, сигнальными раздражителями для этих рефлексов могут служить не только те, что отражают истинные причины стрессовой ситуации, но и сопутствующие факторы: детали обстановки, услышанные слова и другие сигналы, которым обычно не придается значение, но, субъективно связываясь со стрессом, они обретают условный характер. Подобные сигналы, не только до, но и во время стрессового эпизода, становятся императивами в сформированном условном рефлексе. Например, те команды, который человек слышал в стрессовом состоянии, те оценки своего поведения — теперь сходным образом мобилизует душевные силы, определяют мысли, чувства и поступки. Поэтому, так важно избегать негативных оценок человека в стрессовой ситуации, а наоборот, ободрит и направить его на достижение благой цели. Когда же условные рефлексы сформированы и их истоки упрятаны глубоко в дебрях бессознательного, в глубинах памяти, следует обратиться к методикам пересмотра, снова чувственно и образно воссоздать картину стрессовой ситуации, «переболеть» ее заново, но уже внести в нее игру по конструктивному сценарию, с радостью и благодарностью, чтобы вновь сформированные условные рефлексы способствовали развитию нашей личности, решению нами поставленных задач, добрым мотивациям и благим целям.
Стрессы и экстремальные ситуации неизбежны в нашей жизни. Они несут опасность и способны оказывать отсроченный негативный эффект. Однако без стрессов и экстремальных ситуаций невозможна и эволюция человеческой личности. Именно преодолевая трудности, мы познаем истинную цену себе и тех, кто нас окружает, истинные возможности своего организма и своей психики. В экстремальных ситуациях мы открываем скрытые прежде резервы, используем новые ресурсы и совершенствуем свои жизненные динамики. Испытывая стресс, мы накапливаем негативные эмоции, но более помнятся блаженные минуты радости и счастья, победы над обстоятельствами и самим собой; и те, кто испытал эти мгновения счастья, готовы рисковать еще и еще раз, преодолевая все новые и новые преграды и ограничения, совершенствуя себя как экстремала, как человека, как Личность.
Для тех, кто привык к неге и комфорту, может показаться, что экстремальная деятельность — безрассудство. Тот, кто сам добровольно и осознано избирает экстрим, знает, что это не так; и самый успешный экстремал — тот, кто сумел трезво оценить возможности и последствия, кто хорошо подготовлен, защищен и имеет резервы на случай непредвиденных обстоятельств. Поэтому специальное обучение и морально-волевая подготовка лиц экстремальных профессий является важной, комплексной дисциплиной, обучению работе в команде, физическую и специальную подготовку, а также мероприятия по социальной защите и реабилитации как самого человека, что занимается экстремальной деятельностью, так и его семьи.
Экстремальная деятельность основывается не на угрозах, а на любви, на той радости, которую испытывает человек, преодолевающий свой страх, на осознании выполненного долга и общей пользы от своих действий. Задача морально-волевой подготовки лиц экстремальных профессий как раз и состоит в том, чтобы они укрепились в своей вере — их деятельность во благо людей, для достижения светлых целей и идеалов. Фактор веры часто перевешивает все остальные. Вера мобилизует внутренние ресурсы человека, позволяет быть ему стойким и непреклонным в достижении своей цели, порой, идти даже на смертный риск для достижения высших идеалов. Вера есть не догма, состояние души и мотивации, что подкрепляется нашими поступками. Вера не в названиях, а в намерениях и действиях. Тем не менее, при подготовке экстремалов, используют наработанную методологию: государственную идеологию, религиозную веру. И если говорить о религиях,
то во всех есть идеалы жертвенности, подвига и дисциплины, есть обоснование — бросить вызов страху и экстремальным ситуациям, совершенствоваться самому и приносить благо другим, не бояться смерти, избегать неправедности в своих поступках, благодарно переносить лишения и невзгоды, призывать силы мира во исполнение благих начинаний. Экстремал не может быть не верующим человеком, но также важно следовать принципам религиозной толерантности, быть веротерпимым, и оценивать людей не по их декларациям, а по их поступкам.
Однако, кроме мотивации действовать согласно веры и долга, для человека нужны и какие-либо конкретные цели. Совершенно естественно, что человек стремится к тому, чтобы его усилия и его жертвы были оценены по достоинству; и задача того, кто отвечает за подготовку экстремалов, состоит в том, чтобы доходчиво донести до людей, что ими гордятся и о них заботятся, и показать это на конкретных примерах. (Тема благодарности всегда была болезненной для России. Не хочется повторятся, что даже людям экстремальных профессий для обеспечения достойного будущего приходится больше полагаться на свои силы, чем на помощь государственных структур).
Для человека, идущего на риск, важно знать — как и чем, он защищен, что будет с ним и с его семьей при неблагоприятных обстоятельствах: ущербе для здоровья, инвалидности, смерти? Человек должен хорошо разбираться и в технической, и в социальной защите, должен иметь страховые и социальные гарантии для себя и в своей семьи — тогда можно жить и трудиться, будучи уверенным, в завтрашнем дне, тогда к физическим страхам не будут примешиваться страхи социальные, которые подчас и определяют выбор, отчего человек уходит из экстремальной профессии. О людях следует действенно заботиться, и они проявят лучшие душевные качества.
Какая бы у человека ни была морально-волевая подготовка, как бы он ни был защищен социально, он будет испытывать страх, действуя в экстремальной ситуации, и требуются специальные навыки, чтобы предвидеть опасность, чтобы четко и оперативно действовать в экстремальной обстановке, чтобы быстро восстановить силы и быть готовым к новым испытаниям. Чтобы достичь всего этого, требуется длительный режим тренировок и специальные упражнения, требуется постоянное поддержание боевой формы и боевого духа, постоянный контроль и анализ накопленного опыта. Комплексная система подготовки включает в себя работу по физическому развитию, по технической подготовке, по психологии и самоконтролю, а также по умению работать в коллективе и проявлять лидерские качества в команде. Зная физиологию и энергетику страха, практикующие способны подобрать адекватную систему упражнений для преодоления страха в каждой его фазе и для преодоления последствий неизбежных стрессов.
Для всех людей, особенно для тех, жизнь которых сопряжена с постоянным риском, очень важно предвидеть чрезвычайные обстоятельства, чтобы уметь к ним подготовиться. Статистика и научные прогнозы, несомненно имеют значение, но, прежде всего, для тех организаций, которые отслеживают и реагируют на чрезвычайные обстоятельства. Для человека важнее прочувствовать, что скоро, что через мгновение наступит эта ситуация, когда следует мобилизовать все силы для ее успешного разрешения. Сигналом служит иррациональное чувство страха, которое наступает еще до восприятия объективных сигналов об опасности. Эта перцепция (предчувствие) может сопровождаться и образными картинами предстоящих событий, могут даже прокручиваться возможные варианты реагирования на это событие. Такие картины перцепции могут наблюдаться во сне, в состоянии покоя или внезапно, как наития в любой момент времени. Для лиц экстремальных профессий вообще характерны проявления перцепции, недаром большинство из них люди суеверные: верят во сны, в судьбу, в предупредительные знаки, и это… помогает! Чрезмерное суеверие, конечно, до добра не доводит и, к тому же, свидетельствует об утрате чуткости; но увидеть в мире предупреждающие знаки — искусство, которое следует развивать. Практически, для развития перцептивных способностей существую практики медитации и сновидения. Можно начать от психорелаксации, от воссоздания на внутреннем экране восприятия в субъективном пространстве тех или иных объектов, до заглядывания в будущее и проработки увиденных ситуаций. Более того, увидев трагическую ситуацию в грядущем, можно силой намерения исправить ее к лучшему и даже предотвратить возможную катастрофу. Недаром сейчас для предотвращения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций привлекают талантливых людей, обладающих перцептивной чувствительностью; но и каждому человеку полезно развивать эти навыки, расширяя свои психические возможности.
Известно, что в критических, чрезвычайных ситуациях все решают мгновения. Особенно важно своевременно и точно среагировать на непосредственные угрозы, и здесь имеют значение каждые доли секунды. Поэтому так важно, почувствовав угрозу, перейти в состояние алертности — внутренней готовности к действиям в чрезвычайной ситуации и мгновенно среагировать на непосредственную угрозу. Выработка навыков реакции и оперативных действий в чрезвычайных ситуациях требует постоянной тренировки, и опытный профессионал не теряет настороженности в каждый период жизни. Система тренировки по развитию скорости и четкости реакции строится, как в боевых искусствах, и основы этого искусства следует постигать не только тем, кто противодействует другим людям, но и силам природы. Вкратце, чтобы достичь стремительной реакции требуется максимально расслабиться, устранить внутренние «зажимы» и закрепощенность; также рассредоточить внимание, и не фиксировать его на
каких-либо деталях внешней обстановки. Наоборот, следует собирать внимание, дух и силу внизу живота, тогда наша реакция будет идти на животном уровне — из чрева, стремительно и яро; реакция будет осуществляться еще до ее осмысления, согласно естественным и наработанным двигательным стереотипам. Боевые искусства как раз и обучают тому, как управлять вниманием, как концентрировать силу и как выбрасывать эту силу в один момент мощным импульсом. В боевых искусствах также вырабатываются и закрепляются навыки владения своим телом; у человека вырабатываются двигательные стереотипы полезные не только в единоборствах, но и в противодействии разрушительным силам природы и техники. А применительно к роду занятий человека, на специальных тренажерах и полигонах закрепляются полезные двигательные навыки, вырабатываются различные специальные приёмы, которые, тем не менее, сохраняют сопоставимость с теми, что усвоены в практике боевых искусств и также стремительны и эффективны, хотя и в своем специальном роде деятельности.
В каждой экстремальной профессии есть свои опасности и угрозы. Конечно, научившись управлять вниманием и силой, доверившись интуиции и провидению, можно обойти самые коварные ловушки судьбы, предельно четко, точно и стремительно действовать в любой чрезвычайной ситуации: однако это требует немалой внутренней энергии и самоотдачи, и, в большинстве случаев, искусность управления достигается не столько наитием, сколько выработкой двигательных реакций, алгоритмов мышления и действия в чрезвычайных обстоятельствах, что является плодом упорных тренировок, умением действовать в стандартных ситуациях. Обычно используется пошаговая система обучения. Сначала курсант получает от инструктора знания; что ему предстоит выполнить, что ему угрожает, и каков алгоритм действий в той или иной экстремальной ситуации. Затем эти знания, усиленные образными представлениями запоминаются на идеомоторном уровне: мысленно или, выполняя движения в абстрактной среде (так, например, парашютисты, прежде чем выполнить какой-либо трюк в воздухе, сначала отрабатывают все движения на земле), Сейчас для этой цели активно используются компьютерные тренажеры, которые становятся все более совершенными. Однако, никакие виртуальные игры не заменят реальные нагрузки на испытательных тренажерах и на специальных полигонах. Там вырабатываются и закрепляются необходимые навыки и двигательные стереотипы, идет обучение оперативному мышлению и принятию решений в чрезвычайных ситуациях. Человек испытывает реальный страх и учится его преодолевать, находить дополнительные силы и внутренние резервы.
При подготовке команд для действий в чрезвычайных ситуациях, важно не только подготовить профессионалов каждого в отдельности, но и сформировать жизнеспособный коллектив, где силы и способности каждого
будут дополнены и усилены взаимодействием и взаимовыручкой в коллективе. Для того, чтобы сформировать эффективную команду следует начинать с кадрового отбора. Во-первых, необходимо выяснить, насколько тот или иной специалист готов и способен работать в команде; во-вторых, важно сформировать команду так, чтобы в ней не было слабых мест, чтобы собрались люди каждый из которых — специалист в своем деле, а все вместе они дополняют друг друга; в — третьих, важно собрать людей, готовых сотрудничать между собой, психологически близких друг к другу. Реально, эффективная команда формируется не сразу, и только после реальных испытаний можно будет сказать, что работает жизнестойкий коллектив.
Обычно отбор осуществляется совместными усилиями менеджеров и психологов. Задача психологов — в ходе личных бесед, посредством психологических тестов, графологии, физиогномики и других тестов определить психотип человека, его личностные качества, качества необходимые для профессиональной деятельности (память, объем внимания, время реакции и другие), какие у человека сильные и слабые стороны характера, какие комплексы, навязчивости и страха; насколько человек противопоставляет себя окружающим, готов ли он идти на компромиссы и способен ли виться в коллектив, есть ли у него задатки лидера, какой стиль руководства он исповедует и какой ему неприемлем? Составив психологический портрет человека, можно решать: допускать ли человека вообще до работы, работать ему одному или в коллективе, а если — да, то в какой команде и на какой роли? И дальше, сопоставляя качества индивидуумов, оформляются команды и распределяются роли между членами команды.
Однако какие бы грамотные менеджеры и психологи не трудились над тем, чтобы команда стала сплоченным коллективом, ей нужны практические испытания. Испытанный метод — психологические тренинги, где предлагаются ролевые игры, шуточные задания, но для их выполнения требуется четкое взаимодействие между членами команды. Эти игры проводятся под руководством и наблюдением (супервизарством) психолога, который отслеживает и, главное, самим членам команды помогает разобраться: кто и насколько хорошо справляется с командной работой, кто и насколько успешно проявляет качества лидера или качества ассистента, кто и почему действует деструктивно, с какими проблемами команда справляется успешно, и, какие — вызывают наибольшие трудности, а также многие другие вопросы, которые решаются в ходе тренингов. Особенность тренинговой работы состоит в том, чтобы ни сам психолог занимался бы объяснениями, инструкциями — как строить команду; его главная цель, чтобы участники тренинга самостоятельно смогли бы понять — кто они, и на что способны, почему удается одно и не удается другое, чтобы они сами между собой смогли бы договориться — как наиболее эффективно распределить роли и осуществлять командное взаимодействие? Тогда команда станет не формальным образованием, а жизнеспособным коллективом, который основан на осознанности, доверии, взаимодействии и взаимовыручке.
В идеале, тренинги по созданию команды и по работе в команде, должны проводиться на стадии формирования любого трудового коллектива, и особенно важна такая практика по созданию команд, которые будут действовать в экстремальных условиях, при чрезвычайных ситуациях. Для таких команд недостаточно проведения тренингов в классных комнатах и шуточных игр. Для них необходимы испытания в действительно экстремальных ситуациях, в полевых условиях и на полигонах. Более того, для создания эффективных команд требуется эффективный мониторинг, как психического здоровья каждого члена команды, так и всей команды, как жизнестойкого коллектива. Для этого периодически проводятся тренинги на работу в команде, причем условия этих тренингов постоянно меняют, создавая участникам такие задачи, чтобы искусственно смоделировать конфликты, поскольку только так можно выявить скрытые противоречия между членами команды; и, выявив, принять меры, чтобы их устранить, не дожидаясь пока подобные конфликты, вспыхнут в реальной обстановке.
Задачей психолога, который работает с лицами экстремальных профессий является их комплексная психологическая подготовка к чрезвычайным и стрессовым ситуациям; но не менее важной задачей является психическая реабилитация после стресса и полученной психотравмы, восстановление сил и душевного равновесия, а также работа с родственникам и ближними лиц группы риска. Реабилитация после стресса начинается еще до того, как с человеком начнут работать психологи. Команда, родственники, друзья, сослуживцы — вот первые люди с которыми устанавливается контакт, и которые могут или помочь скорейшей психической реабилитации, или, наоборот, усугубить психотравму. Все эти люди должны стать союзниками психолога, чтобы человек перенесший стресс, смог скорее оправиться, чтобы он вновь обрёл уверенность в своих силах, чтобы сумел полноценно отдохнуть и оценил бы свой опыт действий в экстремальной ситуации в режиме позитивной направленности (даже если человек совершил немало ошибок, если у него безвозвратные потери, то, что он приобрел ценный опыт — уже есть полезный результат!).
Процесс реабилитации должен быть не утомительным, но достаточно интенсивным, чтобы человек смог полноценно отдохнуть и, в то же время, не утратил рабочей формы. В этот период лучше избегать слез, причитаний и сентиментальности, но должно быть искреннее сердечное отношение к человеку, и должно быть действенное проявление благодарности, признание его заслуг, мотивов и поступков. Помимо чисто психологических методов реабилитации: сеансы психотерапии, тренинги и работа в группах, терапия искусством, суггестивные методы (гипноз, аутотренинг, медитация, ритуальная практика) и других; используется комплексная система реабилитации лиц перенесших психотравмирующую ситуацию; курортотерапия, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура и специальные комплексы упражнений, фармакотерапия, био — и космоэнергетика, а также другие методы комплексной реабилитации. И, конечно, когда человек, перенесший психотравму, возвращается к труду, ему следует уделять повышенно внимание, быть может, рекомендовать работу в более щадящем режиме, хотя некоторые как раз этого и не желают, поскольку стремятся доказать, что они сильны и уже полностью восстановились.
В отсроченном варианте психотравмы сложнее, поскольку многое уже забылось, произошли напластования и наслоения нового опыта, и непросто вызвать те чувства, что бушевали в стрессовой ситуации. Однако такие припоминания бывают порой просто необходимы, когда необходимо избавиться от фобий, от навязчивых состояний, от комплексов и предрассудков, от психоматических заболеваний. В этом случае используются суггестивные методы и другие методы пересмотра, а также человека обучают тому, как мобилизовать волю и преодолевать любые психические проблемы. Так, например, если у человека какой-либо страх, то первым делом выясняют причины этого страха, его историю (иногда репродукция причины страха и, обращаясь к раннему детству) создается такой толчок к психическому прогрессу, что проходят даже стойкие фобии. Затем формируется позитивный настрой по преодолению этого страха, и человека подготавливают к испытанию, поскольку только поступок идет как зачет в одолении страха. А дальше используется либо пошаговый метод, когда, например, при страхе высоты человек поднимается с каждым разом хоть на одну ступеньку выше; или «героические» методы, когда для преодоления одного типа страха используются позитивный настрой после преодоления другой стрессовой ситуации.
К страху следует относиться уважительно. Это древняя физиологическая реакция, как предупреждение о смертной угрозе, и она служит как вызов, чтобы мобилизовать жизненные силы (собранно, оперативно и эффективно). Однако есть еще и абсурдные, навязчивые страхи, которые мешают нам полноценно жить и наслаждаться жизнью. Они свидетельствуют о неполной реабилитации после психотравм, об энергетическом и психо-эмоциональном истощении, о серьёзных дефектах нашей психики. Причины таких страхов следует выяснять и устранять. Но даже, если пока сложно справиться с причинами, необходимо бороться со следствиями, с самими страхами; не уступать им и побеждать! Усердие и непреклонность в достижении поставленных целей, выдержка и творчество помогают справиться с нашими страхами; и взамен обретается сила, точность и эффективность действий, открываются неиспользуемые прежде ресурсы нашей психики и нашего тела. Тогда даже природа и, вроде бы слепые обстоятельства, будут более благосклонны к нам.